ОДЕССА

false

О туманном будущем «камышового трамвая»

О туманном будущем «камышового трамвая»

0

Трамвайной линии по Хаджибейской дороге, известной как камышовый трамвай, «угрожают» сразу две стройки

Проект Генплана Одессы предусматривает освоение и застройку территории Полей орошения. Транспортные проблемы района предполагается решить за счет строительства новых автодорог и улиц, по которым будут проложены несколько троллейбусных линий. Ныне существующая трамвайная линия маршрута №20 подлежит ликвидации. Учитывая ее техническое состояние, это неудивительно – трамвайные пути, не менявшиеся с 1950-х годов, зачастую проходят прямо по болоту, а между шпалами плещется вода. Таким образом, реконструкция этой линии выльется в астрономическую сумму, достаточную для прокладки куда большего километража линий троллейбуса.


Находящийся в процессе разработки проект закона о свободной экономической зоне, которая будет расположена на Полях орошения, также может уничтожить трамвайную линию – опять же, по причине ее плохого состояния и нерентабельности вложения денег в ее ремонт. По той же причине она может быть закрыта при строительстве автодороги «Север – Юг».

Вместе с тем, 20-й трамвай несет огромную социальную нагрузку. Это единственный вид общественного транспорта, связывающий район Шкодовой Горы и улицы Известковой с остальной Одессой. Маршрутки здесь уже пару лет, как не ходят (нерентабельно - дороги плохие, а пассажиров мало). А когда во время сильных снегопадов и обледенений зимы 2009/10 годов трамвай не ходил – отправленные ему на замену автобусы не справлялись, пока их количество не увеличили.

«Камышовый трамвай» - одна из неформальных туристических достопримечательностей Одессы, о чем свидетельствуют сотни фото в Интернете. Для того чтобы прокатиться на трамвае по болоту, среди зарослей камыша и жесткого индастриала, туристы зачастую специально приезжают в наш город.

Маршрут начинал свое существование в конце XIX века в виде конки, а затем – паровика, маленького поезда, который вел маленький паровоз с большой дымовой трубой – «Ванька-головатый». Хаджибейская линия появилась в рамках обширного проекта организации движения к лиманам, Хаджибейскому и Куяльницкому. Тогда там были дачи, многолюдные курорты и пляжи. Сначала была построена линия парового трамвая, шедшего напрямую сквозь плавни до Хаджибейского парка. Через некоторое время строится конка от конечной паровика до села Усатово. После электрификации образовалась сплошная трамвайная линия №20. После Революции и Гражданской войны дачи были разорены, а на Шкодовой горе был построен нефтеперерабатывающий завод. Значение этих мест как курорта значительно снизилась.

Поездка начинается с достопримечательности – сразу после отправления от конечной у Херсонского сквера трамвай проезжает по небольшому тоннелю, именуемому Глухим мостом. Выезжаем из туннеля - и попадаем в промышленно-инфраструктурные дебри между железнодорожными насыпями, под железнодорожными мостами, среди огромного скопища тяжелых грузовиков. Затем трамвай едет мимо трущоб и заброшенных заводов по улице Известковой, на которой выделяется старинное здание лакокрасочного завода 1856 года постройки.

После лакокрасочного завода, трамвайчик выезжает на Хаджибейскую дорогу и проходит мимо озерца, называемого местными «Лебединым озером». Типичные пейзажи Хаджибейской дороги – камышовые плавни с одной стороны и застроенный неказистыми частными домиками склон Шкодовой горы. «Сама шкода, а не шлях!» - частенько восклицали путешественники, ехавшие в старую Одессу через Усатово, отсюда и название целого района.

Периодически встречаются дореволюционные бельгийские остановочные павильоны, часть из которых полуразрушена. Да и топонимы - «станции» - тоже говорят о прошлом. Сейчас станций шесть, а когда-то было восемь – трамвай ходил дальше, до Усатово, но увеличение уровня Хаджибейского лимана затопило пути.Во время Великой Отечественной войны, при оставлении советским войсками города, дамба была взорвана, Поля орошения и Пересыпь были частично затоплены. Трамвай во время оккупации не работал. После войны трамваи пошли по тем самым путям, побывавшим под водой в 1941-1944 гг., сходы вагонов с рельс были явлением чуть ли не ежедневным.

Линия была восстановлена, а, фактически, построена заново под широкую колею уже в 50-х годах. В советское время на 20-й маршрут отправлялись самые старые и «убитые» вагоны. До 1986 году тут работали последние двухосные трамваи модели КТМ-2. Сейчас сюда, как водится, выпускают только те трамваи «Татра», которые не прошли модернизацию.

Что будет дальше с «камышовым трамваем» - неизветстно. Если смотреть объективно – то будущего у находящейся на последнем издыхании линии нет. Но ее можно сохранить как одну из туристических «изюминок» Одессы и как важную транспортную артерию – если реконструировать линию и превратить ее в основу транспортной системы нового района или свободной экономической зоны.
7961
комментарии powered by Disqus

Последние новости

13:49

Одесская область в лидерах по внедрению систем экстренного вызова полиции (ИНФОГРАФИКА)

13:33

Степанов пообещал отремонтировать трассу Одесса – Рени до конца года

12:33

Инспектор Одесского погранотряда вымогал взятку за беспрепятственный провоз товаров в Крым (ФОТО)

10:35

В Березовском районе «пропали» 670 тысяч, выделенные на ремонт поселкового дома культуры

09:36

В Одесской области ветерану АТО грозит 12-летнее заключение

Погода
Погода в Одессе

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
 

   Copyright © 2015 «Комментарии:», все права защищены

Система Orphus