ОДЕССА

Каботажный флот Одессы

Каботажный флот Одессы

0

Насколько эффективно использование катеров в качестве городского транспорта?

В последние пару лет обещания городской власти возродить пассажирские перевозки на катерах – «морских трамвайчиках» – звучат очень часто. Особенно перед началом очередного курортного сезона.

Золотой век катеров


Катерное пассажирское сообщение вдоль одесского побережья началось в 30-е годы. С самого начала и до самого конца существовало два направления – Порт – Лузановка и Порт – Черноморка с остановками на Ланжероне, в Аркадии и на 16-й станции Большого Фонтана. В 60-е годы построили причал на 10-й станции Фонтана и сезонные причалы в Отраде, на пляже Дельфин и на 13-й станции Фонтана. Из-за низкой скорости тогдашних трамваев и необходимости пересадок, зачастую из центра города в Лузановку, Аркадию или Черноморку на катере добираться было гораздо быстрее. А летом – еще и намного комфортнее.

Сначала перевозки осуществлялись на разномастных суденышках: «Капелла», «Пётр Лукомский», «Прут», «Май». С 1953 года к ним добавились пассажирские катера типов «Алмаз» и «Аркадия». В 70-х годах одесский каботажный флот полностью обновился. Старые суда заменили на 200-местные катера типа «Александр Грин», построенные на Ильичевском судоремонтном заводе.

Линия на Черноморку работала таким образом, что интервал между катерами составлял 20-30 минут. Между портом и Аркадией катера ходили раз в 15 минут за счет дополнительных рейсов. Осенью и весной катера ходили реже и только до 16-й станции Фонтана. Зимой совершались эпизодические рейсы до Аркадии. В Лузановку катера ходили каждый час.

Закат катерного флота

Начиная со второй половины 80-х, причалы начали ветшать. В 1986 году катера перестали заходить в Отраду и Дельфин. В 1991-м был разобран причал на 10-й станции Фонтана. С 1993 года прекратили работу причалы в Черноморке и на 16-й станции. В 2002-2003 годах были выведены из эксплуатации оставшиеся старые причалы в Лузановке, Аркадии и на Ланжероне, которые демонтировали в 2009 году. В настоящее время в Одессе за пределами порта катера могут причаливать лишь в Аркадии и на Ланжероне, используя для этого бетонные пирсы берегозащитных сооружений. Из 19 катеров в эксплуатации осталось шесть, остальные были проданы.

После 1993 года из регулярных рейсов осталась линия до Аркадии, которая сохранялась до 2002 года. С 2007 года катера снова начали ходить в Аркадию, причаливая к бетонному пирсу. В настоящее время рейсы до Аркадии выполняются изредка, без расписания - при наличии желающих. Основной деятельностью стали морские прогулки по Одесскому заливу продолжительностью от 40 минут до часа.

Перспектив у остатков катерного флота нет. Сами катера не вечны, но еще несколько лет они прослужить могут. Адекватной замены им пока что не предвидится, если, конечно, не учитывать ежегодные наполеоновские планы возрождения «морских трамвайчиков». Если в этом вопросе не произойдет сдвигов, то одесситы и гости города смогут увидеть его с моря только с борта больших круизных лайнеров и частных прогулочных судов. Таким образом, пресловутый морской фасад Одессы окажется недоступным для взора самих одесситов.

Транспорт или морская прогулка?


Для выполнения функций городского транспорта катера должны обслуживать определенные стабильные пассажиропотоки. На направлениях Морской вокзал – Лузановка, Морвокзал – Люстдорф, Морвокзал – Ильичевск катера могут составить конкуренцию городскому транспорту, в том числе и по скорости. В других местах они не станут видом транспорта из-за того, что берег отделен от города склонами или будет возникать необходимость пересадок. Катера зависят от погоды, особенно осенью и зимой, что не дает возможности рассматривать их в качестве полноценной замены традиционному городскому транспорту.

В курортный сезон регулярные рейсы катеров могут стать идеальным видом доступа на ряд пляжей. Кроме того, систематические и относительно недорогие рейсы станут намного популярнее нынешних. И называть их стоит не «морскими прогулками», а «мини-круизами».

Для возрождения катерных перевозок необходимо принять меры в отношении существующих катеров - возобновление регулярных рейсов в Аркадию, строительство причалов, определение необходимого количества новых судов.

Катера могут закупаться за счет инвесторов, городского бюджета или одесского порта (в качестве инвестора). Последний вариант наиболее оптимален, так как порт обладает широкими возможностями для качественной эксплуатации катеров и причалов.

Единственный город в Украине, где катера круглый год выполняют пассажирские перевозки – Севастополь, не может быть примером, так как катера там работают в защищенной от штормов бухте. В качестве сезонного пляжного флота Одессе надо равняться на Ялту. Там сохранилось много катеров, таких же, как в Одессе. Они успешно работают на регулярных рейсах между курортами Южного берега Крыма, причем стоимость билетов существенно дешевле одесских 40-минутных «морских прогулок».

Надо признать, что в роли городского транспорта катера выступать не могут по причине своей зависимости от погодных условий в Одесском заливе. Морские пассажирские перевозки у побережья Одессы могут быть актуальными больше в контексте транспортного обслуживания пляжей и мини-круизов в курортный сезон.
3673
комментарии powered by Disqus

Последние новости

22:14

В портах Большой Одессы ограничена отгрузка вагонов и задержана обработка грузов

21:52

В Одесской области мужчина убил и расчленил знакомого (ФОТО, ВИДЕО)

17:57

Конкурс профмастерства среди начинающих кондитеров прошел в Одессе

16:54

Одесса впервые стала партнером в проектах Евросоюза по охране экологии Черного моря

15:51

Одесские патрульные ночью обнаружили на улице раненого мужчину

Погода
Погода в Одессе

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
 

   Copyright © 2015 «Комментарии:», все права защищены

Система Orphus