Тендеры для своих – кто и сколько зарабатывает на госзакупках в Одессе
Госзакупки в Одессе выигрывают компании, связанные с мэром Трухановым, и фавориты "Большого строительства"
Сфера государственных закупок в Одессе частенько попадает в поле зрения СМИ и даже следствия. Достаточно вспомнить покупку здания завода Краян для нужд мэрии, но кроме этого в Южной Пальмире хватает поводов для пристального внимания.
Миллиарды на дороги для фаворитов "Большого строительства"
Как и в любом городе, больше всего Одесса тратит на строительство и ремонт городских автодорог, чем занимаются Управление дорожного хозяйства Одесского горсовета (5,86 млрд грн) и, в меньшей степени, КП "Городские дороги" (1,56 млрд грн).
Основными же победителями госзакупок оказываются фирмы-фавориты "Большого строительства", правда, с одним отличием - в этом перечне отсутствует турецкий "Онур конструкцион интернешнл". Зато на остальных победителей приходится чуть меньше половины общей суммы.
Первая из них – ООО "Автомагистраль-Юг" одесского бизнесмена Александра Бойко, которая получила на тендерах от родного города 1,77 млрд грн. Сумма, конечно, немалая, но лишь капля в море 174,15 млрд. грн., выигранных фирмой на государственных тендерах по всей стране.
Секрет же успешности раскрыл гендиректор компании Николай Тимофеев, признавшийся Forbes-Украина, что им очень помог куратор "Большого строительства" Юрий Голик. Последний, еще работая в Днепропетровской области, привлек в подряд фирму одесского бизнесмена Александра Бойко.
На втором месте – группа компаний "Ростдорстрой", которой владеют одесские бизнесмены Евгений Коновалов и Юрий Шумахер. От родного города компания получила 1 млрд 505 млн грн, из которых 308 млн пришлись на тендеры от КП "Городские дороги".
При этом Юрий Шумахер является депутатом Одесского горсовета от политической партии "Доверяй делам", которая с начала своего существования ассоциировалась с одесским градоначальником Геннадием Трухановым. Даже штаб-квартира партии размещалась в Одессе.
Основным выгодоприобретателем работы "Ростдорстроя", вероятнее всего, является дочь Геннадия Труханова – Екатерина, у фирмы которой ООО "Скво" идут закупки стройматериалов, вероятно, по завышенным ценам. Интересно, что "Скво" находится в состоянии ликвидации с 13 сентября.
Третий крупный получатель бюджетных средств на автодороги в Одессе – ООО "Стройспецтехника", получившей почти 600 млн грн от Управления дорожного хозяйства Одесского горсовета (5,86 млрд грн) и КП "Городские дороги".
Формально фирма принадлежит одесситке Мариам Карапетян, о которой мало что известно, а до прихода в 2021 году в ООО "Стройспецтехника" она владеет фирмой "Орловский 2012", занимающейся производством минеральных удобрений.
При этом интересно, что еще в 2019 году по данным "Наши деньги" , ООО "Будспецтехника" была связана с "Автомагистраль-Юг", с которой якобы договаривалась во время проведения ряда тендеров. То есть не исключено, что это ООО тоже работает в сфере интересов Александра Бойко и вместе "Автомагистраль-Юг" принесла ему 2,37 млрд грн.
900 миллионов на лифты для семьи экс-губернатора Одесской области от "Фронта перемен"
Более 30% расходов Департамента городского хозяйства Одесского горсовета (894 млн из 2,38 млрд грн) пришлись на дочернее предприятие "Одессалифт" ПАО "Стальканат-Силур". Как несложно догадаться, пошли эти средства на ремонт городских лифтов, для чего было проведено 1292 тендера.
Владельцем ПАО "Стальканат-Силур" является Давид Владимирович Немировский. Впрочем, когда компания выиграла тендер в 2020 году, ему было всего 18 лет, поэтому секрет "успеха фирмы" лежит в личности отца владельца компании, 60-летнего Владимира Немировского. Будучи уроженцем Кривого Рога, впоследствии он переехал в Одессу, стал владельцем местного завода "Стальканат", ныне оккупированного Харцызского завода "Силур" и занялся политикой.
В политическом активе Владимира Немировского - депутатство в Одесском горсовете, руководство областной организацией "Фронта перемен", а также короткое губернаторство в Одессе в 2014 году.
Однако уход с политической сцены не помешал ему заработать на гостендерах в Одессе около 900 миллионов гривен.
Почти полмиллиарда для Рината Ахметова и миллиард для российских политиков
Еще одним крупным получателем средств из горбюджета Одессы можно считать самого богатого украинца Рината Ахметова. АО "ДТЭК "Одесские энергосети", принадлежащее ему, от того же Департамента городского хозяйства Одесского горсовета получило 86 млн грн за поставку электроэнергии. для городских троллейбусов и трамваев.
Впрочем, куда более масштабными выглядят закупки электроэнергии у ООО "Одесская областная энергоснабжающая компания":
458,8 млн. грн. - от КП "Одесгорсвет";
386,6 млн. грн. - от КП "Теплоснабжение города Одессы";
186,9 млн. грн. - от КП "Одессамискэлектротранс".
Но что хуже всего - ООО "Одесская областная энергоснабжающая компания" входит в состав энергетической группы VS Energy. Последняя давно известна в Украине как собственность российского крупного бизнеса, политики и криминала, являясь частью так называемой Лужнивецкой ФПГ, в состав которой входят президент ФК "ЦСКА" Евгений Гиннер, вице-спикер Госдумы РФ Александр Бабаков и Михаил "Лужнецкий" Миша "Лужнецкий" , он же Михаил Воеводин.
Формально VS Energy записана на третьих лиц – граждан Латвийской Республики Уиллиса Дамбинса, Валтса Вигантса и Артурса Альбергса, а также граждан Федеративной Республики Германия Олега Сизермана и Марину Ярославскую. Об этом "Комментарии" писали совсем недавно.
Наконец, еще почти 393 млн грн на тендерах КП "Теплоснабжение города Одессы" заработало уже упомянутое выше ООО "Стройспецтехника", предположительно связанное с ООО "Автомагистраль-Юг" Александра Бойко.
В целом же, как и в большинстве других крупных городов Украины, власти Одессы пытаются запереть основные денежные потоки на местные, хорошо знакомые фирмы, связанные с чиновниками множеством формальных и неформальных нитей.