В Одессе прошла дискуссия по поводу судьбы памятника Пушкину в центре города

Демонтировать или не демонировать: вот в чем вопрос

В Одессе новым яблоком раздора стал памятник поэту Александру Пушкину, а также улица, назвавшая в его честь. 30 ноября в Медиацентре Одесса состоялся круглый стол на тему "Одесса на войне: вопрос к Пушкину" вокруг вопроса "Что нужно делать с памятником русскому поэту в центре Одессы".

Представительница уполномоченного по защите государственного языка Ярослава Витко-Присяжнюк считает, что российских памятников не должно быть в Одессе.

“Не нужно рассматривать Пушкина как писателя, как историческую фигуру, потому что он давно перерос из поэта и писателя для Одессы и Украины в идеологему, в часть мифа русской империи. В Одессе в разное время находилось много разных художников и деятелей, но только Пушкину посвящено столько "тотемов". Адам Мицкевич здесь тоже жил и много писал об Одессе, но все говорят о Пушкине. Леся Украинка бывала здесь каждое лето в течение десяти лет, лечилась на Куяльнике, но ей нет памятника”, – отметила филолог.

Юрист Артем Карташов отметил, что по закону памятники российским фигурам должны демонтировать и отправить в музеи.

Российские памятники, в частности Александру Пушкину – это оружие. Когда-то эти территории были завоеваны российской империей. Для того чтобы закрепить наши земли за собой и обосновать здесь свое присутствие, была создана параллельная история. Памятник Пушкину это такой маркер, который поставила российская империя. И этот маркер до сих пор работает: некоторые люди до сих пор не чувствуют угрозы оттого, что вражеские памятники стоят повсюду. К сожалению, многие не верили, что россияне отважатся полномасштабно ворваться в Украину, но когда это произошло, уже было поздно. Мы на себе почувствовали, как работает российское оружие”, – отметил юрист.

Историк, экскурсовод Игорь Мозговой частично согласился с Артемом Карташовым, что русские и имперские памятники – это маркеры русского мира. Впрочем, по его мнению, демонтаж памятника будет играть российскую пропаганду.

“То, что этот памятник – это маркер – это безусловно. Но мы не знаем, сколько нам еще придется сносить, потому что какой-то маразматик сидит в Кремле и что-то постоянно говорит. Я не считаю необходимым переписывать свою историю. Пушкин в Одессе – это не формализм. Это человек, который здесь был и писал. Даже у большевиков хватило ума снести Екатерину, но не трогать Пушкина и Воронцова, потому что на эти памятники собирались народные деньги. Пушкина ставили не по указке, не к юбилею, а к смерти. И эта инициатива исходила от одесситов. Этот момент следует учитывать. Пушкин в Одессе или Пушкин во Львове или в Киеве – это разные ситуации”, – рассказал Игорь Мостовой.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
Поделиться